Фон:
Текст:

30 июня 2019 в 09:36

По Алтаю на мотоциклах

В молодости нас часто тянет путешествовать, с друзьями поехать посмотреть новые интересные неизведанные места, достопримечательности, порыбачить на разных реках и озерах. Но чтобы это осуществилось, нужен свой транспорт. И с покупкой Явы 350 в 1969 году, это стало возможно.

Содержание

♦Возвращение

До Артыбаша

Я перед поездкой

Летом решено было из Новосибирска поехать в путешествие с друзьями по Алтаю на двух мотоциклах Ява. Я с Владимиром должен был выехать на одной Яве в июле, а также двое моих друзей, которые были тезками и имели имя Гена, немного позже. И так, собрав все необходимое для поездки, мы с Владимиром выехали по первому маршруту до Горно-Алтайска через Барнаул, где проживала моя тетка. В Барнауле переночевали и поехали дальше.

В деревне Сростки, где родился наш знаменитый писатель В. М. Шукшин, перекусили и двинулись на Семинский перевал посмотреть красоты алтайских гор. До вечера катались и за какой-то деревушкой, когда уже совсем стемнело, остановились на ночь. Искать место уже было некогда и расположились, где остановились. С собой были пирожки, купленные в Сростках и бутылка черноплодной рябины. Это вино высоковитаминизировано и отличается лечебными свойствами.

Брод

Поужинав, расстелили палатку на небольшой возвышенности, было совсем уже темно, и накрывшись плащ-палаткой, уснули. Утром, открыв глаза, первое, что я увидел, это крест напротив нас. Оказывается бугорок, на котором мы расположились, это была земля, накиданная на какую-то могилку. То есть ночевали мы на краю какого-то кладбища, не заметив его в темноте. Если бы мы об этом знали, то навряд ли бы удалось уснуть.

Мост

От Горно-Алтайска до Артыбаша было примерно 180 км, и ехать до озера Телецкое по тракту не было никаких проблем. Но мы, как поет В. Высоцкий, выбираем не легкий путь, опасный, как военная тропа. Решено было ехать до Кебезень, срезав дорогу от Паспаул через Никольск. Местные нам не советовали ехать по этой дороге, так как прошло много дождей и грунтовая дорога раскисла, но куда там!

И вот тут мы, что называется, попали. Маленькие ручейки превратились в потоки воды и затопили все окружающие их низменности. Грунтовая дорога напиталась влагой и раскисла. Сначала злоключений ушла в мягкий грунт Ява по дуги с обоих сторон. Лопаты у нас с собой не было и вытащить ее вдвоем не было возможности. Но нам повезло, так-как через некоторое время на нас наткнулся алтаец на лошади, ехавший в свое село.

Разливы рек

Мы попросили его, чтоб нам прислали помощь. И на самом деле, за нами приехал толи какой-то трехосный грузовик, толи Студебекер. Вчетвером, да еще и с лопатой, мы вытащили нашу Яву из грязи и погрузили в кузов машины. Некоторое время мы исправно двигались по этой «дороге», но всему приходит конец. Грузовик сел по подножки так, что открывались только двери кабины, а за ними уже была вода.

Застряли

Шофер с приехавшим с ним алтайцем, пошли в близлежащую деревню за подмогой, но так-как уже смеркалось, сказали, что помощь будет только утром. На ночь мы остались вдвоем с Владимиром в кабине застрявшего грузовика. Ночь была довольно прохладная и не замерзнуть спасало только вино из черноплодной рябины, хотя зажевать его было нечем.

Горно-Алтайск

Утром пришло пол деревни алтайцев с пилами и топорами нам на выручку. Они напилили и нарубили деревьев, которые называли вагами, росших в зарослях у дороги, приподняли из грязи грузовик, подложили эти стволы деревьев, но вытащить грузовик из грязи не смогли. Все-таки права поговорка

-«Чем больше машина, тем дальше идти за трактором»

Помог только трактор, которого вызвали из деревни немного позже. Приехав в деревню наши новые друзья проводили нас в их столовую, где хорошо и бесплатно накормили. Народ Алтая оказался очень гостеприимный.

Озеро Телецкое

Телецкое

Дальше без происшествий мы доехали до Телецкого озера. Вокруг не было ни души и никаких строений, нетронутый уголок природы. Водная ширь, горы, мы и небольшой табун лошадей, который пасся недалеко от нас. Красивейший вид на озеро нас просто покорил. После длительного созерцания мы разбили на берегу палатку на ночь. Позже не далеко от берега озера мы нашли кафе-столовую, куда несколько раз захаживали поесть и выпить пива. На следующий день к нам приехала пара наших друзей тоже на Яве.

Мы на перекуре

Встречу мы отметили неуемным визгом и плаванием в холодной прозрачной воде озера. Вода была прозрачна на столько, что вдали от берега было видно четко каждый камешек на его дне. Несколько дней мы провели на озере, купаясь и загарая.

Моя рыбалка

Направляясь назад в Горно-Алтайск, я решил немного порыбачить на реке Бия. Рыбалка на мушки в то время только набирала обороты и на мушки я не рыбачил в Новосибирской области. Собираясь в поездку на Алтай я сделал простейшую снасть из лески, грузила и крючка. Она не заняла много места в рюкзаке и мне пригодилась в поездке.

Мой первый хариус

Остановившись на реке Бия, я вырезал из подручного материала подходящую ветку, из пробки сделал поплавок и собрал снасть. Удочка была готова. Осталось наловить кузнечиков, которых у берега было в изобилии и начать рыбачить. Рыбачил в проводку без всякого прикорма. Мне удалось поймать несколько штук средних хариусов, размеров больше ладошки.

Манжерок

После озера Телецкое решили посетить озеро Манжерок и проехать дальше по Чуйскому тракту. Хорошо только поется в песне «Манжерок» Эдиты Пьехи. Эта песня была написана для советско-монгольского молодежного фестиваля. Но в то время нам открылось безлюдное озеро с грязно-зеленой водой и стадом коров у берега. Само село Манжерок находилось в двух километрах по Чуйскому тракту. В настоящее время берега озера активно застраиваются туристическими базами.

Далее наш маршрут лежал к перевалу Чике Таман, где мы полюбовались не забываемыми пейзажами гор и ущелий, а в низовьях попробовали черемуху с размером с виноград.

Несчастный случай

Возвращение

На обратном пути нам не повезло. Не доезжая села Шебалино наши друзья, которые следовали за нами на Яве, слетели, не заворачивая на повороте, с трассы. Видно Геннадий, сидящий за рулем, задумался о чем-то и не успел повернуть. Хорошо, что попали на мягкий земельный грунт, так-как летели кувыркаясь метров 30. Один из них сломал грудину, другой получил серьезное сотрясение головного мозга. Пришлось остановить проезжающую мимо машину, которая поехала и вызвала скорую помощь и пострадавших отвезли в больницу.

Разбитую Яву после ДТП удалось поставить на ход, хотя она была в плачевном состоянии. Владимир сел за ее руль, а я на другую, хотя до этого он мне только показал, как ездить и управлять Явой. Никаких прав в то время у меня не было, но нам удалось доехать до Новосибирска, хотя мне это больших нервов стоило.

Домой пришлось возвращаться не дождавшись выздоровления друзей, так как им предстояло долго лечиться, а у нас денег на обратную дорогу было толь на бензин. Так закончилось наше путешествие по Алтаю на мотоциклах. Хорошее и плохое из этого путешествия запомнилось нам на всю жизнь.

Источник: мои очерки

Порсев Ю.И.

Антон Григорян
да, на мотоциклах можно проехать в такие места по тропинкам, куда ни один вездеход не доберётся..
30 июня 2019 в 12:43

Алексей Максимов
мотоцикл, как говорится, пройдёт там, где только на лошади можно проехать.. и, кстати, мотоцикл втроём и перенести можно через непроходимые места..
30 июня 2019 в 16:29

Максим Лукьянов
Алтайские озёра они такие.. иногда бывает, что после дождей такие вот не сильно чистые озёра и бывают.
30 июня 2019 в 18:06

Василий Краморов
хариусы они вкусные. но ловить надо много, чтобы наесться ими. выход готового блюда и у солёного хариуса, и у жареного - совсем махонький.